Способы смазки червячного редуктора

Известны четыре основных способа смазки вращающихся элементов червячного редуктора (три — при жидкой смазке и один — при густой или так называемой полужидкой): смазка окунанием, смазка разбрызгиванием и масляным туманом, смазка поливанием, консистентная смазка.

Смазка окунанием является наиболее простым и универсальным способом, при котором червяк или колесо погружается в масло на некоторую глубину; минимальное погружение равно высоте витка (зуба), максимальное — радиусу червяка (колеса). Подшипники звена, находящегося в масляной ванне, как правило, частично погружены в масло. Потери на размешивание масла при таком способе относительно велики, хотя обеспечивается надежная смазка зацепления и одной пары подшипниковых опор. Вторая пара подшипниковых опор смазывается за счет либо масляного тумана (для редукторов малых размеров), либо дополнительных конструктивных мер. Например, в редукторе с нижним червяком для смазки опор колеса можно применять скребки, снимающие масло с колеса и направляющие его по специальным каналам в подшипники.

Смазка окунанием рекомендуется для редуктора малых размеров при всех схемах расположения осей в пространстве, а для средних и крупных редукторов — только при схемах с верхним червяком, так как при нижнем и боковом расположении червяка существенно возрастают потери на размешивание масла. В схемах с вертикальным расположением одной из осей необходимы специальные конструктивные меры, например: консистентная смазка верхней опоры и специальные уплотнения, предотвращающие ее вытекание из опоры в картер при нагревании.

Смазку окунанием применяют в редукторах общего назначения, так как при этом не требуется каких-либо дополнительных деталей и устройств и упрощается техническое обслуживание.

Потери на размешивание и разбрызгивание масла в редукторах общего назначения, как правило, больше, чем в специальных, поскольку уровень масла несколько выше. Так, для обеспечения надежной смазки всех исполнений редукторов малых размеров (aw sЈ 80 мм), имеющих различные диаметры червяка в зависимости от передаточного числа, уровень масла достигает оси червяка, в то время как у специальных глубина погружения может составлять (2 -т- 4) иг.

При смазке разбрызгиванием и масляным туманов элементы червячного зацепления и подшипники не находятся в масляной ванне. На червяк надевают брызговики, которые, погружаясь в масляную ванну, набрызгивают масло на зубья колеса, обеспечивая смазку зацепления. Кроме того, они разбрызгивают масло, которое, ударяясь о стенки корпуса, создает масляный туман, тем самым обеспечивая смазку подшипников. При таком способе смазки потери на размешивание и разбрызгивание масла значительно меньше, чем при смазке окунанием, однако данный способ эффективен только для редукторов с нижним или боковым расположением червяка при достаточной частоте его вращения.

Смазку поливанием применяют главным образом для специальных крупногабаритных редукторов, к КПД которых предъявляют повышенные требования, или в тех случаях, когда объемы масляной ванны незначительны. При этом способе забор масла производится из картера редуктора или специальной емкости шестеренчатым (или лопастным) насосом, который приводится во вращение от червяка или самостоятельного привода (при верхнем червяке) и подает смазку как в зону зацепления, так и во все опоры редуктора. При смазке поливанием в системе подачи масла необходимо устанавливать фильтры, так как масло содержит продукты износа зубьев колеса. Этот способ смазки позволяет дополнительно охладить масло" за счет наружных подводящих устройств и дополнительных емкостей, поэтому редукторы, в которых смазку осуществляют поливанием, как правило, не лимитированы термической мощностью.

В последние годы в связи с созданием полужидких пластических смазок такой способ получает все большее внедрение при эксплуатации редукторов общего назначения, а благодаря успешным работам по созданию падежных и долговечных смазок этого типа он, вероятно, станет основным.
При жидкой смазке уровень масла контролируют маслоуказателями различных конструкций. Наиболее простым маслоуказателем является щуп, состоящий из металлической или пластмассовой головки и металлического стержня с нанесенными на нем рисками, соответствующими верхнему и нижнему допустимым уровням масла.

Недостаток такого вида указателей заключается в том, что они не позволяют измерять уровень смазки без остановки привода, особенно редукторов небольших размеров, так как оказываются забрызганными маслом. Если необходимо измерять уровень масла «на ходу», то указатель заключают в трубу.
Несмотря на преимущество последних двух конструкций маслоуказатедей, заключающееся в возможности визуального наблюдения за уровнем и состоянием масла, применять их нежелательно для редукторов, работающих в условиях вибраций, и в приводах машин, предназначенных для засыпки различных материалов (мельницы, бункеры и т. д.), так как возможны случайное повреждение прозрачного материала, вытекание масла и, как следствие этого, выход редуктора из строя.

В некоторых случаях в качестве маслоуказателя используют систему из двух-трех отверстий, снабженных шариковыми ниппелями. Такие маслоуказатели применяют при эксплуатации редукторов в условиях недостаточной освещенности, в стесненных помещениях, когда извлекать и устанавливать щупы весьма неудобно (например, в приводах дверей станции метро).

Уровень консистентных смазок вообще не контролируют. За их состоянием следят либо по времени эксплуатации (при достижении расчетной наработки смазку меняют), либо по результатам анализа проб, которые берут в соответствии с регламентами на техническое обслуживание.

Портал Редукторостроения rus-reduktor.ru


Интервью

Парубец В. И. НТЦ Редуктор

Генеральный директор НТЦ Редуктор В.И.Парубец дал интервью, посвященное 20-летию предприятия.

«БОРОТЬСЯ И ИСКАТЬ! НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ!»

Интервью В.И. Парубца к 20-Летию образования НТЦ «Редуктор»

Корреспондент:

Подробнее

Опросы

Как вы попали на сайт: